Цікаві статті для мене та колег

Цель вижу, в себя верю

   Чтобы добраться до цели, нужно сначала решить, куда Вы хотите попасть. Это настолько очевидно, что вы, наверное, сейчас удивились. «Зачем она это пишет?»
Но не все так просто, иначе все ученики в школе были бы отличниками. Ведь Вы же не ставите своей целью готовить двоечников и троечников? Тем не менее, они есть. В каждом классе, в каждой школе.
 Информация превращается в Знания. Помните? Правильно! С помощьюДействий. Но есть еще одно, очень важное и необходимое условие. Какое?
Наличие системы

О чем речь? Давайте разбираться.

Представьте себе, что Вы учитель труда. И в рабочей программе написано, что учащиеся должны уметь выполнять столярные и плотницкие действия: пилить, строгать, забивать гвозди и прочее. У Вас имеется исходный материал (бревна и доски), инструменты и ученики.

Сценарий 1. Сначала вы их учите пилить, и несколько бревен превращаются в кучу больших и маленьких чурбаков. Потом Вы учите их строгать, и рядом с кучкой чурбаков появляется кучка досок, оструганных с разной степенью тщательности. Потом Вы учите их забивать гвозди и несколько досок превращаются в модели ежиков. Что имеем в конце учебного года?


Как часто, к сожалению, информация, скопившаяся к концу года в головах учеников, напоминает такой склад (а ведь делали все по программе….)

Сценарий 2. Вы предлагаете построить ДОМ.

И весь учебный год пилите, строгаете, забиваете гвозди, но не ради того, чтобы научиться пилить, строгать и забивать, а чтобы построить ДОМ. И в результате именно дом у вас и получится. Но в процессе строительства они научились пилить, строгать, забивать гвозди…

Скучно пилить ради того, чтобы научиться пилить. Интересно строить дом. Чтобы ДЕЙСТВИЯ принесли результат, они должны быть осмысленными. СМЫСЛ – вот что превращает набор действий в систему!
Без цели системы не существует

Чтобы получить результат, нужно сначала решить, что именно Вы хотите сделать.
Где Вы находитесь? Куда идете? Видите ли Вы ясно свою ЦЕЛЬ? Какой дом строите, какую картину рисуете?
Прояснить смысл и правильно сформулировать цель в начале учебного года – залог того, что в его 

конце Вы получите видимый и значимый результат. СМЫСЛ – ЦЕЛЬ – СИСТЕМА – РЕЗУЛЬТАТ                          Решите, какова Ваша цель?


“It’s not about what teachers cover, but what students discover”


"Быстрое накопление знаний, приобретаемых при слишком малом самостоятельном участии, не очень плодотворно. Ученость также может родить лишь листья, не давая плодов," -  Георг Кристоф Лихтенберг.

Я часто смотрю на собственный класс именно с этой точки зрения – что происходит в моем классе? Преподавание или обучение? На мой взгляд, очень редко эти оба действия могут синхронно происходить в один и то же момент – и совсем не потому, что я никудышний учитель – а потому, что во время преподавания работает учитель – его мозг и его ум, тогда как ум, мозг и мысли ребенка включаются когда работает и когда говорит сам ученик.

Одно ли тоже имеется ввиду когда учитель говорит “мы прошли главу 2” и когда студент это говорит?

"Лучшее образование это то, в котором ученики способны обучать учителей", -  Олдвайн

Так как же поменять фокус, и не на словах – а на деле? Как сделать это привычкой? Как научиться удерживать этот фокус на том, что происходит по ту, другую сторону  учительского стола? Там, где обучение и должно, в сущности, происходить? Как покончить с нашим коллективным забдуждением, что если ученик сидит неподвижно и молчит он “обучается”?

Разве так мы учимся в настоящей жизни? В настоящей жизни нам необходимо трогать, смотреть, рассматривать и пересматривать, обсуждать, спрашивать и переспрашивать, самим отвечать на вопросы – только так, и не иначе! Когда в последний раз Вы, учитель, сидели тихо и неподвижно, чтобы что-то выучить? Давайте признаемся себе, что половину (а на самом деле – гораздо больше!) мы поняли, усвоили, и выучили только ПОСЛЕ того, как стали преподавать! Разве не так? Так почему же мы не позволим это делать нашим ученикам и студентам ЛЮБОГО возраста?

Давайте не забудем в нашем следующем классе обязательно присмотреться и увидеть, где происходит обучение – по нашу сторону, у доски, или по ту – где оно и должно происходить?
Жизнь— это игра
30-секундная речь Брайана Дайсона — бывшего CEО Coca-Cola "Представьте себе, что жизнь — это игра, построенная на жонглировании пятью шариками. Эти шарики — Работа, Семья, Здоровье, Друзья и Душа, и вам необходимо, чтобы все они постоянно находились в воздухе. Вскоре вы поймёте, что шарик Работа сделан из резины — если вы его невзначай уроните, он подпрыгнет и вернётся обратно. Но остальные четыре шарика — Семья, Здоровье, Друзья и Душа — стеклянные. И если вы уроните один из них, он будет непоправимо испорчен, надколот, поцарапан, серьёзно поврежден или даже полностью разбит. Он никогда не будет таким, как раньше. Вы должны осознавать это и стараться, чтобы этого не случилось. Работайте максимально эффективно в рабочее время и уходите домой вовремя. Посвящайтенеобходимое время своей семье, друзьям и полноценному отдыху.  Ценность ценна только если её ценят!






О похвале, уме и мотивации

    В одной Нью-Йоркской школе провели эксперимент. 400 пятиклассникам предложили несложное математическое задание. После его выполнения одну половину ребят похвалили за усердие и хорошую работу, а вторую — за ум и сообразительность. Затем школьников попросили выполнить еще одно задание — простое или сложное. На выбор. Как вы думаете, какое задание предпочли ребята? И зависел ли выбор от предшествующей похвалы? — «Ты такой умный!» или «Молодчина, отлично поработал!» Ваши предположения? 90% ребятишек, которых за отличную работу хвалили, предпочли сложное задание, а большинство «умных» учеников выбрали простое. «Умные» уже доказали свою сообразительность и рисковать репутацией не хотели. А вот «трудолюбивые» посчитали делом чести принять вызов. Резюме? Очень простое. Задумайтесь на минутку перед тем, как похвалить своего ребенка. Чему вы собираетесь сделать комплимент? — величине его IQ или проявленной настойчивости во время решения задачи? Я предпочитаю последнее ..

«Глупо делать одно и то же снова и снова, и каждый раз надеяться на другой результат». Альберт Эйнштейн


      Одна моя знакомая, учитель истории, произносила фразу «Закрой рот, открой учебник!» не менее одного раза за урок, в любой день и в любом классе, при этом искренне негодуя по поводу того, что дети «совсем не хотят учиться, ничего им неинтересно». «Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждение могут способствовать находить радость в том, чтобы смотреть и искать» - это опять Эйнштейн. Но многие из нас упорно делают одно и то же из урока в урок, все надеясь получить какой-то иной результат…
        Печально, конечно, но совсем не безнадежно – перестать наступать на грабли не поздно в любой момент, главное их обнаружить, эти грабли))) В основе почти всех ошибок, которые мы совершаем, коренятся те или иные стереотипы (стереотипы мышления, стереотипы восприятия, стереотипы оценки). Хочешь развиваться и менять свою жизнь к лучшему – избавляйся от стереотипов, это постулат! Надоело набивать шишки? Убери с дороги грабли:)





Привычки богатых и бедных

   О богатых и бедных.
 Вернее, о привычках тех и других. Наше собственное благосостояние накладывает некоторые ограничения на стартовые возможности детей (ну, или, напротив, их расширяет – надеюсь, это именно ваш случай:)). Но кто мешает попробовать выработать у них привычки, которые пригодятся им в будущем? И, возможно, помогут им переплюнуть разных Баффетов и Гейтсов:)
Итак, согласно одному исследованию богатые от бедных отличаются вот чем…

Рабочие и прочие привычки
Составляют списки дел: богатые — 81%, бедные — 9%.
Просыпаются за 3 и более часа до работы: богатые — 44%, бедные — 3%.
Слушают аудиокниги в дороге: богатые — 63%, бедные — 5%.
Заводят новые знакомства и устанавливают связи: богатые — 79%, бедные — 16%.
Читают каждые день полчаса и больше: богатые — 88%, бедные — 2%.
Любят читать: богатые — 86%, бедные — 26%.

Здоровье
Занимаются физическими упражнениями 4 раза в неделю: богатые — 76%, бедные — 23%.
Количество потребляемого джанкфуда в калориях: богатые — менее 300 ккал в день, не более 75% от общего рациона, бедные — более 300 ккал в день, практически 100%.

Просмотр ТВ
Просмотр ТВ не более 1 часа в день: богатые — около 60%, бедные — менее 25%.
Просмотр реалити-шоу: богатые — не более 5%, бедные — более 75%.

Воспитание детей
Учат хорошим, правильным привычкам, которые приводят к успеху: богатые — 74%, бедные — 1%.
Дети работают в качестве волонтеров 10 и более часов в неделю: богатые — 70%, бедные — 3%.
Поощряют прочтения детьми двух и более не художественных книг в месяц: богатые — 63%, бедные — 3%.

Постановка целей
Записывают свои цели: богатые — 67%, бедные — 17%.
Концентрируются на достижении конкретных целей: богатые — 80%, бедные — 12%.
Верят в то, что нужно все время учиться: богатые — 86%, бедные — 5%.
Верят в то, что правильные привычки создают возможности: богатые — 84%, бедные — 4%.
Верят в то, что плохие привычки имеют негативное влияние: богатые — 76%, бедные — 9%.


Если подсчитать, то каких у вас привычек больше – «богатых» или «бедных»? PS: Важное замечание – исследование проводилось на американских и европейских миллионерах. Может быть, у наших все по-другому. Как вы думаете?


Кошка не сдохла, а стала счастливее: о пользе любопытства




        Задолго до того, как Эван Шаффер стал успешным адвокатом, он был поглощен змеями. Змеями, их жизнью, привычками, изучением змей, охотой на змей, змеиным ядом, изделиями из змеиной кожи – всем, что имело отношение к этим отвратительным (прошу прощения, это мое:)) созданиям. Страсть потихоньку сошла на нет, а вот умение концентрироваться на интересных вещах осталось.«Я никогда не искал хобби, мои увлечения находили меня сами», — рассказывает Шаффер. Помимо работы, он играет на гитаре, пишет песни, занимается астрономией и фотографией. А еще ведет суперпопулярный блог, посвященный адвокатской практике. Как говорят психологи, Шаффер обладает даром любопытства. Умением глубоко погружаться в предмет своего интереса, сосредотачивать на нем внимание и, попутно, узнавать больше о самом себе и окружающем мире. Над любопытными людьми (любопытными в смысле, описанном выше, а не тех, кто сует нос в чужие дела) частенько подсмеиваются: «он просто гик», «она кроме своих книг ничего вокруг не видит», «расслабься уже, наконец». Согласно последним исследованиям, очень зря. Оказывается, любопытство приносит свои плоды. Довольно сладкие..
Читать далее →




Диагностика ранней одаренности. Познавательная активность

Сегодня мы попробуем затронуть достаточно скользкую и деликатную тему диагностики ранней одаренности. Скользкую потому, что в раннем возрасте делать какие-либо прогнозы о будущем ребенка и уж, тем более, вешать на него ярлыки – крайне опасно. По статистике, только небольшой процент людей, которых в пятилетнем возрасте признали одаренными, реализуют эту одаренность в будущем (вспомним хотя бы многолетнее исследование Термана). С другой стороны, очень многие гении «выстреливают», будучи уже взрослыми людьми или, как минимум, выйдя из нежного возраста.

Тем не менее, иметь представление о методах выявления ранней одаренности и о том, как интерпретировать результаты, наверное, стоит. Сегодняшний материал (созданный по материалам интервью с нашим экспертом Денисенковой Н.С.) посвящен диагностике одной из составляющих детской одаренности – познавательной мотивации. Читать далее →


10 путей к интерактивному обучению

    Интерактивность – взаимодействие учителя и учащихся – является ключевым компонентом в процессе обучения. Интерактивность сама собой подразумевается в классе или аудитории, где учитель, глядя на реакцию учеников, может моментально подобрать эффективный прием, но что делать преподавателю онлайн-обучения? Ему, увы, приходится гораздо труднее. Все, что он может – это только предположить, на основании собственного опыта, какую реакцию в том или ином случае выдадут онлайн-студенты.
Разрабатывая учебные материалы для онлайн-обучения, нужно определить объем и содержание материала, который должен быть изучен, определить, что конкретно должен сделать учащийся, а также привести учебный материал в соответствие с этими задачами. Пользуясь методическими материалами, онлайн-слушатели, в свою очередь, получают информацию и выполняют учебные задания.
Суть интерактивности в следующем: учитель не только хочет чему-то научить; он еще и понимает, что именно ученик сейчас узнает и делает. Разрабатывая учебные онлайн-материалы, помните об интерактивности. А следующие десять полезных советов помогут вам о ней не забыть.



1. Позвольте онлайн-учащимся контролировать свое обучение

Тогда они будут учиться с удовольствием. Покажите им перспективы – к какому результату они идут и какие варианты у них есть на каждом этапе этого пути.
2. Владейте разными стилями обучения и предлагайте их
Разным учащимся не подходит один и тот же стиль. Пусть у учеников будет выбор – это вносит в онлайн-обучение личную нотку и сильно повышает мотивацию.


3. Создайте у учеников заинтересованность в информации
Нет никакого смысла впихивать в них знания. Пусть учащиеся сами потрудятся, чтобы получить ту или иную информацию.


4. Сомневайтесь в знаниях учащихся, бросайте им вызов, атакуйте их

Не только для того, чтобы понять, сколько они уже узнали (и значит, сколько им еще предстоит узнать); это делает их более восприимчивыми к новым идеям и методам.
5. Предлагайте учащимся на выбор и методы самообучения
Некоторым требуется больше теоретической информации, другим для овладения знаниями нужны практические действия. В распоряжении онлайн-студентов должно быть и то, и другое.


6. Обращайте внимание студентов, что каждый выбор влечет за собой разные последствия
Это можно сделать с помощью интерактивного сценария, результат которого будет меняться в зависимости от действий учащихся. Разработайте его.


7. Создавайте учебное «напряжение»
Тогда знания, будто электрический ток, без лишних усилий будут сами перетекать из одного места в другое. Если студент заботится о правильности решения, которое следует принять, он с большим усердием будет изучать учебные материалы и скорее научится применять их не только в обучении, но и в повседневной жизни.

8. Поощряйте настойчивость учащихся в овладении знаниями

Это могут быть даже вне-учебные награды – допустим, ученику, продемонстрировавшему отличное знание материала, можно ненадолго открыть доступ к компьютерной игре. Лучше, если она будет еще и обучающая!
9. Комментируйте каждую отметку ученика, обеспечьте его обратной связью
И поверьте, делать это гораздо труднее, чем об этом сказать!


10. Сделайте учебные материалы максимально привлекательными для глаз
Привлекательность учебного материала – не гарантия его эффективности. Но оценить эффективность непривлекательного материала мы не сможем – по той простой причине, что на него никто даже и не взглянет.

Старайтесь делать учебные материалы интерактивными – это делает их интуитивно более понятными и запоминающимися. Интерактивность – ваш лучший помощник!



Что делать, если ребенок отказывается думать




Раз уж мы заговорили о проблемах, связанных с установкой на данность(тема, как выяснилось, актуальна для многих), то стоит упомянуть еще одну – неумение терпеливо и вдумчиво решать поставленную задачу. Вы когда-нибудь замечали, что ребенок отказывается думать дольше двух минут над тем или иным вопросом? Вы что-то спрашиваете. Вопрос непростой, с ходу слету не ответишь. Вместо того, чтобы потратить время, приложить усилия, разобраться, ребенок заявляет: «Я не знаю!»

— А ты подумай!

— Мам, ну, я не знаааааю, — канючит и всем видом вопрошает «зачем ты ко мне привязалась!».

Что-то не получается в домашнем задании? – Лезет в ответы или спрашивает совет. Не думая самостоятельно. Даже не пытаясь.


Проблему можно описать пятью пунктами:

Отсутствие инициативы
Отсутствие настойчивости
Недостаток направленного внимания
Неприязнь к текстовым задачам
Страсть к готовым формулам.
Многие современные дети (да и взрослые тоже) нетерпимы к ситуациям, не имеющим быстрого решения. Может, это следствие избытка информации, может, деформации извилин, но факт остается фактом: дети ждут легких задач, полупроблем, которые решаются с помощью известного им алгоритма. Вот формула, вот значения. Подставил – получил ответ. Нет формулы – не ответа.

Самое смешное, нет, страшное, что школа это дело поощряет и, я бы даже сказала, воспитывает. Мы даем детям готовые, нами сформулированные искусственные задачи. Мы рассказываем им о нескольких алгоритмах и схемах. Все, что должен сделать ребенок – распознать паттерн. Это задача относится к первому алгоритму, а та – ко второму.

Можно окончить школу без троек, совершенно не зная физики, химии и математики. Правильно применяя алгоритмы и формулы, но не имея ни малейшего представления об их смысле. Говорю, как специалист, около 10 лет готовивший абитуриентов.

Леность мышления у некоторых детей можно заметить уже в дошкольном возрасте. Казалось бы, 6-7 лет, весь мир должен быть одним захватывающим приключением, с кучей тайн и загадок. Естественное желание – сунуть любопытный нос везде, где можно, покопаться, разобраться, научиться. Ан нет. – Мам, ну, я не знааааааю.

Бывает, что подобное поведение возникает как реакция на неумение взрослых задавать правильные вопросы, на натаскивание, на стремление погордиться своим ребенком. Вот, представьте себе мальчика Петю, который в 3 года научился считать, а в 4 уже «решает примеры». Чем вызывает неуемные восторги родителей. – Петечка, а сколько будет 2 + 3? 5? Ой молодец, ой, умница! А 6+7? Опять правильно! Что за ребенок!

Вот так вот пару месяцев повосхищайтесь ребенком, а потом попробуйте задать ему осмысленный вопрос, в котором, для того чтобы найти ответ, требуется не посчитать, а подумать. – Мам, ну, я не знааааю.


Ладно, с критической частью разобрались. Теперь конструктив. Что делать.

1. Перестаньте ждать от ребенка немедленных (и правильных) ответов. Не надо думать, что если ребенок чего-то не понимает, ему стоит тут же, на пальцах, все разъяснить.

Есть, к примеру, классическое наблюдение от Пиаже: до определенного возраста ребенок не осознает закон сохранения количества. Если перед ним разложить два ряда с одинаковым количеством фишек, красных и синих (красная фишка под синей), малыш скажет, что красных и синих фишек одинаково. А если раздвинуть синий ряд, то синих фишек станет больше. С точки зрения ребенка.

     Вопрос, что делать? Объяснять, что он не прав? «Разве ты не видишь, что я ничего не отнял и не прибавил, фишек СТОЛЬКО ЖЕ!». Не стоит. Лучше проиграть тот же вопрос по-другому. Расставить не фишки, а цветные пуговицы. Раздвинуть ряд, а потом убрать несколько пуговиц – так, чтобы крайние пуговицы и в том, и в другом ряду оказались друг по другом? — А теперь, каких пуговиц больше? Повторить процедуру еще раз. И слушать, что говорит ребенок. Слушать внимательно.

Как говорил мой любимый Звонкин, вопросы иногда бывают куда важнее ответов. Пусть ребенок задумается, удивится, порассуждает. А правильное решение – когда-нибудь появится. Если выработается привычка думать, появится обязательно. Может, через день или неделю, а может, через год – это не страшно.

2. Не спешите на помощь. Это логическое продолжение предыдущего совета. Если у ребенка что-то не получается, не торопитесь предложить ему готовое решение. Лучше задать вопрос. И еще один. Чтобы понять ход мыслей ребенка. Чтобы организовать диалог, в ходе которого может возникнуть новая идея или правильное видение задачи.

3. Позвольте ребенку самому сформулировать задачу. Умение «увидеть» задачу, правильно ее сформулировать – едва ли не самый важный когнитивный навык. Как говорил Энштейн, решение – это зачастую умение выполнить правильные вычисления или поставить эксперимент. А вот формулировка – дело первостепенной важности, именно она определяет, что считать и как экспериментировать. Так что подарите ребенку возможность самому понять, что дано, что надо найти, какой информации не хватает, а какая информация избыточна.

Мне очень нравится пример от учителя математики Дэна Мейера. Можно сказать ребенку, что есть бочка цилиндрической формы, высота такая, диаметр основания такой. Есть кран, который наполняет бочку с определенной скоростью. Вопрос: за какое время кран наполнит бочку? А можно просто показать ребенку бочку и кран. И задать тот же вопрос. Пусть ребенок подумает, что требуется знать, чтобы на этот вопрос ответить. Какая информация существенна, а какая нет. Чувствуете разницу?

4. Задавайте ребенку «простые» вопросы, из жизни. Те, которые интуитивно ему понятны. А, значит, их не страшно обсудить, даже не зная ответ. Вот, к примеру, хороший вопрос: стакан (цилиндрической формы) заполнен водой. Примерно наполовину. Как понять, действительно ли воды полстакана? А, может, больше? Или меньше?

Ребенок предлагает использовать линейку? Отличная идея! А теперь, представим, что пользоваться измерительными приборами нельзя. Что делать?

Я как-то писала об отце Ричарда Фейнмана. Вот у кого действительно стоит поучиться умению задавать вопросы.

— Почему, как ты думаешь, эта птица копается в своих перьях? – спрашивал он сына во время прогулки.

— Ну, может быть, во время полета ее перья испачкались и теперь она их чистит.

— Хорошее предположение. Если так, то все птицы больше копошились бы в перьях сразу после полета. Согласен?

— Ага.

— Давай понаблюдаем, так ли это.

И наблюдали. И выдвигали новые предположения, пока не находили истину. Или то, что на нее было похоже.


5. Задавайте вопросы, которые не имеют единственно правильного ответа.Ничто так не мотивирует ребенка думать и рассуждать, как понимание того, что решений может быть несколько. Разных и интересных. В этом случае не страшно высказать свое мнение. В этом случае легко вызвать творческий импульс и даже набрести на инсайт. Который сам по себе является достаточной наградой для того, чтобы в следующий раз вместо «Мам, ну, я не знаааааю», ребенок увлеченно о чем-то задумался
Не усложняйте жизнь!


Отличные правила, которым стоит запомнить! И научить ребенка.
Скучаете по кому-то? – Позвоните!
Хотите кого-то увидеть? – Пригласите!
Хотите, чтобы вас поняли? – Объясните!
Есть вопросы? – Спросите!
Что-то не нравится? – Сообщите!
Хотите? – Попросите!
Любите? – Расскажите!


Живите проще!

Иди за сыром и наслаждайся новым вкусом



         Прочитала вчера чудную философскую сказку под названием «Кто украл мой сыр?». О том, что происходит, когда приходят перемены. Был кусок сыра – вкусный, жирный и пахучий, а потом, бумс, исчез. Сыр символизирует все, к чему стремится человек – счастье, здоровье, хорошая работа, деньги, признание, любовь.

Каждый человек жаждет отыскать свой кусок сыра, полагая, что с ним обретет счастье. Когда находит, успокаивается, привыкает, привязывается к нему. А потеряв, начинает паниковать и расстраиваться. Или… использует более продуктивную модель поведения. Приспосабливается к переменам и находит новый сыр – еще более вкусный и пахучий.

Коротенькая сказка помогла огромному количеству людей – спасла не одну жизнь, не один брак и не одну карьеру. И стала одной из лучших мотивационных притч в истории. Прочитайте обязательно!




15 вещей, которые вы не обязаны делать

В жизни есть куча вещей, которые мы, вроде бы, имеем право делать. Но когда делаем, чувствуем позывы оправдаться и показать, что мы все это затеяли и в это вляпались не просто так, у нас причины, мотивы и прочие важные факторы. Не стоит! Ваша жизнь, выбор, убеждения и ценности – ваше личное дело. Которое не касается посторонних людей и не нуждается в объяснениях. Ниже перечень вещей, которые вы НЕ обязаны делать (даже если очень хочется).

1. Вы не обязаны отчитываться о том, как вы живете. Может, вы обитаете в одной квартире с бывшим супругом или подружкой, может, снимаете в Бутово комнатенку с тараканами. Может, вам 30, а вы все еще не съехали с родительской квартиры. В любом случае, вы не обязаны ни перед кем отчитываться. С кем жить и где жить – ваше личное дело и ваш выбор.

2. Вы не обязаны объяснять и защищать свои приоритеты. У вас есть собственные идеи и мысли о том, что делать со своей жизнью. Все люди уникальны: у всех разные мечты, цели и ценности, которые могут отличаться от ваших. Ну и пусть отличаются, то, что делает вашу жизнь наполненной и значимой, должно быть важно для вас, а не для окружающих.

3. Вы не обязаны извиняться, если не чувствуете себя виноватым. Многие люди слишком быстро стремятся принести извинения. Даже если не чувствуют за собой вины. Лишь бы не испортить с кем-то отношений. Не стоит! В перспективе вы приобретете дополнительные проблемы и будете чувствовать, что с вами поступили несправедливо. Если вы действительно считаете себя правым или вашу точку зрения не удосужились выслушать, забейте на извинения.

4. Вы не обязаны объяснять, что вам требуется время на себя. Вы можете чувствовать себя виноватым, заявляя друзьям и домочадцам, что вместо того, чтобы потусоваться или «уделить время семье», вам хочется побыть наедине с собой. С хорошей книгой или бокалом вина. В своей комнате или в лесу. Желание побыть одному абсолютно естественно и нормально. Это полезно, это необходимо для душевного равновесия, для творчества и вдохновения. Так что не стоит оправдываться.

5. Вы не обязаны разделять чужие верования и убеждения. Если кто-то с горящими глазами делится с вами своими воззрениями на тот или иной предмет, а вам эти воззрения глубоко чужды, не кивайте головой. Не притворяйтесь, не улыбайтесь одобрительно. Это нечестно как по отношению к себе, так и к собеседнику. Упомяните тактично, что у вас другая точка зрения. Это убережет вас от фрустрации и раздражения.

6. Вы не обязаны всегда говорить «да». Большинство успешных людей в совершенстве владеют искусством сказать «нет» всему, что отвлекает их от приоритетных дел. В том, чтобы проявить доброту и оказать кому-то услугу, нет ничего плохого. Но проследите за тем, чтобы одолжения не мешали реализации ваших собственных планов.

7. Вы не обязаны оправдываться за то, как выглядите. Вы можете быть тощей, толстой, красавицей, уродиной, прыщавой, конопатой, вы можете быть какой угодно. Ваша внешность – это ваше дело. Не она определяет, что вы собой представляете и кем являетесь.


8. Вы не обязаны отчитываться за свои пищевые предпочтения. Вы можете практиковать сыроедение или вегетарианство. Можете сидеть на диете. Можете ненавидеть лук и питаться исключительно пророщенными семенами. Не стоит объяснять окружающим, почему вы предпочитаете ту или иную пищу. Если кто-то пристает к вам с вопросом или советом – пожмите плечами и скажите, что это ваше личное дело.

9. Вы не обязаны давать отчет о своей сексуальной жизни. Если вы не нарушаете закон, то все, что происходит в вашей постели не касается окружающих. Вы можете отказаться от замужества или женитьбы, можете практиковать маленькие и большие «извращения», можете менять партнеров как перчатки. Ваш выбор, ваша жизнь. Не оправдывайтесь и не объясняйтесь.

10. Вы не обязаны рассказывать, почему предпочли делать карьеру или напротив, от нее отказались. Бывает, что жизнь ставит нас перед выбором – карьера или семья, карьера или свобода. Если вы сделали свой выбор и в нем уверены, не стоит оправдываться и защищать свою позицию.

11. Вы не обязаны объяснять свои религиозные и политические взгляды.Верите вы в Бога или нет, радуетесь, что Крым наш или думаете — пора валить, ужас ведь – ваше дело. Если кто-то не разделяет ваши взгляды, пусть не разделяет. Не стоит доказывать их с пеной у рта.

12. Вы не обязаны оправдываться за то, что одиноки. Может быть, одиночество – ваш собственный выбор. Может быть, так получилось. Это других не касается.

13. Вы не обязаны с кем-то встречаться только потому что он попросил.Даже если он милый, красивый, богатый,… не хотите встречаться – не встречайтесь. Вы можете придумать тактичное объяснение, но не бойтесь сказать «нет».

14. Вы не обязаны объяснять свой выбор относительно замужества и семейной жизни. Вы можете выйти замуж и родить кучу детей или остаться незамужней и бездетной. Можете родить без мужа. Или совместно с мужем воздержаться от деторождения. Даже если бабушка жаждет понянчить внуков и твердит о том, что часики-то тикают – не пускайтесь в многословные объяснения. Это желание бабушки, а не ваше.

15. Вы не обязаны жить согласно чужим правилам. Формулируйте свои. Делайте то, что считаете нужным делать.
Есть что добавить? 






Пью кофе, просматриваю G+, читаю:

Если можно, то мне эспрессо,
 Новостей и немного денег,
 Путешествовать, меньше стресса,
 Больше нежности, без истерик.
 Шоколадку, добрее утро,
 Вдохновения и улыбок.
 Если можно, давайте утку
 Запеченную или рыбу.
 Дольше – молодость, позже – старость,
  Двух детей, или дальше – внуков...
 И здоровья бы – вот подарок,
 К черту – грыжу и близорукость.
 А еще бы – побыть успешным,
 И портрет хочу (лучше – в профиль).
 Ой, простите меня, конечно, замечтался...
 Мне – черный кофе.
                                  © Глеб Дебольский

Немає коментарів:

Дописати коментар